Как высоко взлетят "Boeing" и "Airbus"?

19 Апреля 2013

Новости мировой авиации. Эксперты задаются вопросом: почему ведущие мировые производители авиалайнеров во времена мирового экономического кризиса не идут «вниз» вместе с экономиками мира?

Давайте вернёмся на пару лет назад и посмотрим – как авиапроизводители пережили мировые экономические спады. С 2008 года и вплоть до сегодняшнего дня «Boeing» и «Airbus» продали в 2012 году самолётов на 88 миллиардов долларов, что составило рост на 57%. Заметим, что это явление происходит тогда, когда наблюдалась стагнация макроэкономики, а авиационный рынок перевозок практически не рос в своих показателях.

Во всём виновато топливо

Кажется, что весь вопрос заключается в соотношении цены на топливо и ставок по кредитованию, так как всегда эти показатели были взаимосвязаны. Когда топливо стоит относительно дёшево, авиакомпании не стремятся к обновлению своего воздушного флота на более экономичные виды самолётов, а значит и спрос на кредиты с процентами будет небольшим. И наоборот: завышенные цены на топливном рынке способствуют выводу из флота устаревших моделей самолётов и повышению процентов по кредитам.

Boeing 787 Dreamliner

В последнее время картина здесь начинает заметно меняться. Цена на топливо увеличивается, которой не мешает даже экономический кризис, вдобавок происходит снижение процентных ставок по кредитам (в США ставка рефинансирования составляет 0,1 %) .

Таким образом, на авиационном рынке сложилась интересная ситуация – параллельное сосуществование дешёвых кредитов и потребности в самолётах с большей топливной эффективностью. Кроме того, самолёты сами по себе всегда оставались довольно выгодным средством для финансовых вложений. В этом деле они опережают такие сферы, как сырьё и строительство.

Немного оптимизма

Что касается лидеров авиационного производства, то они считают, что высокий спрос на самолёты будет существовать всегда, как во времена кризиса, так и в его отсутствие. Их оптимизм в этом вопросе может кому-то показаться странным. Очевидно, что низкая ставка рефинансирования не будет держаться вечно. К тому же обновление воздушного флота авиакомпаний напрямую зависит от цены на топливо, которая сегодня составляет 80-100 $. При любом повышении цены на топливо замена авиапарка становится невыгодной. При восстановлении экономической ситуации у авиации могут появиться конкуренты на рынке выгодности вложений. Например, серьёзную конкуренцию может составить жилищный рынок в США.

Airbus A330

На руку производителям может сыграть только повышение спроса на авиаперевозки. Однако в данный момент существенного рывка здесь не ожидается.

Какой же мы можем сделать вывод? У мировых авиапроизводителей складывается похожая для любой рыночной экономики ситуация. Если дела у них идут хорошо, то неплохо было бы задуматься и о том, когда всё будет наоборот. Представляется, что «Boeing» и «Airbus» просто не хотят давать какие-либо негативные прогнозы. Поэтому о действительном положении дел вряд ли кто-то знает.

Чего ждать России?

Российские авиакомпании при любых колебаниях на рынке неизбежно будут действовать в фарватере своих иностранных коллег. Скажем, если через 2-3 года в авиационной индустрии дела спрос на авиалайнеры упадёт, то и у российских авиапроизводителей дела могут не пойти в гору. Например, может сложиться такая ситуация, когда прекрасно сконструированный самолёт появится на рынке в неудачное время. Надеемся, что подобная участь не постигнет российский проект МС-21. Напомним, что МС-21 – российский проект пассажирского самолёта, который со временем должен будет вытеснить на рынке авиаперевозок самолёты Ту-154 и Ту-204.
МС-21
Комментарии
АиФ