Евросоюз хочет усилить свой контроль над гражданским авиастроением

3 Июня 2013

Авиационная и аэрокосмическая отрасли являются стратегические важными, пожалуй, для любой страны. Соотношение доли государства и частного бизнеса в экономике всегда являлась темой спора среди политиков, экспертов, экономистов. В наше поле зрения попали европейские страны, которым и посвящена данная заметка, а именно Франции и Германии.

Четверть века тому назад один из руководителей компании Daimler заявлял недвусмысленно, что французским властям следует избавляться от своей доли в Aerospatiale Matra, которая в будущем стала платформой для всей аэрокосмической корпорации EADS, которая сегодня приобрела общеевропейский статус.

Уже тогда он пытался переубедить политиков в правильности своего решения – в том, что им не следует вмешиваться в дела частного сектора. Хотя все его доводы звучали очень убедительно, он не смог уговорить власти пойти на такой шаг. До сих пор авиакосмическая отрасль этого европейского государства находится в тесной взаимосвязи с правительством. Любые новости авиастроения или авиакосмической отрасли будут очень важными для Франции и её главы при любом режиме – будь это левые, будь это правые.

Этому примеру также могут последовать и власти Германии. Например, пару месяцев назад канцлер Германии Ангела Меркель воспользовалась своим правом заблокировать сделку о слиянии между EADS и BAE Systems. Хотя нужно отметить, сделка сулила большие выгоды всем сторонам. После этого Томас Андерс (глава Европейского аэрокосмического и оборонного концерна) не устаёт твердить о том, что государство должно выйти из совета директоров компании. Как и в предыдущем случае, он проиграл эту «войну» государству. Правда,это не стало какой-то неожиданностью в мире новостей авиастроения. Значит ли это, что все смирились с таким положением дел?

Aerospatiale Matra Europe

Конечно же, нет. Но давайте посмотрим как ведёт себя государство в этой маленькой «войне». Например, в марте крупнейший заказ от Lion Air (индонезийский авиаперевозчик), который предусматривает поставку 234 самолётов A320, был подписан не в стенах авиационного предприятия, а в президентском дворце, в Париже. Участники этой торжественной церемонии отмечали ту радость победителя, которая читалась на лице президента Французской республики Франсуа Олланда. На фоне нестабильной экономической ситуации во всей Еврозоне, он не переставал говорить о прекрасном будущем всей авиационной промышленности, прекрасных новостях мирового авиастроения, о росте индонезийской экономики и её авиаперевозчиков.

Он также не переставал нахваливать друзей из Азии, подчёркивать значимость подписанного контракта. Естественно, что творцом успеха стала вся Франция и её авиационная отрасль. Однако акцент здесь, скорее, был сделан на роли государства в этих достижениях. Об Airbus практически ничего не было сказано. Зато, Олланд не забыл отметить, что Франция наравне с США является чуть ли не единственной страной в мире, которая может собственными силами производить и разрабатывать гражданские воздушные суда.

Президент Франции Франсуа Олланд

Эксперты считают, что такое отношение к авиапроизводителям имеет место быть лишь в Европе. Отцы-основатели Airbus отмечают, что в своё время перед ними был выбор – где основывать головное предприятие. Можно было выбирать между Цюрихом и Тулузой. Возможно, сейчас некоторые жалеют о том, что тогда выбор  был сделан не в пользу нейтральной Швейцарии. Возможно тогда бы,  недавний контракт подписывался бы не в Елисейском дворце, а в Альпах. Аналитики по праву считают, что показательное шоу президента Франции стало своеобразным рекламным ходом, а также неким политическим просчётом, которое сейчас мелькает среди всех новостей авиации и авиастроения.

Аналитики разделяют такое мнение, что в этой сфере необходимо провести чёткое разграничение сферы ответственности между государством и частным сектором. Тут действует тот же принцип, что и в области отделения церкви от государства. Конечно, оборонный сектор не может обойтись без политического вмешательства. Но ведь гражданское авиастроение живёт по другим правилам.

Несмотря на эту проблему, воплощение в жизнь заказа индонезийской компании будет продолжаться. Всего авиакомпания заказала у европейцев более пятиста узкофюзеляжных самолётов. Это означает, что центр «авиационной тяжести» смещается в сторону Азиатского региона. Правда, Франсуа Олланду не до этого. Для него важнее сиюминутная выгода, нежели европейский авиапром.

Комментарии
АиФ