Будущее межрегиональных перевозок в России

16 Апреля 2013

О будущем межрегиональных перевозок

Давайте поговорим об одной из самых значительных проблем гражданской авиации России – о плохой связанности внутрироссийских маршрутов. Как известно, чтобы добраться из какого-нибудь города Дальнего Востока в Поволжье нам нужно будет обязательно сделать пересадку в Москве или в Санкт-Петербурге. Именно такие «столичные рейсы» занимают сегодня большую часть всех пассажирских авиаперевозок по России. Если быть точными около 82%. Оставшаяся часть приходится на сезонные рейсы на Юге России, а также на рейсы между Сибирью и Дальним Востоком.


малая авиация

Для решения этой проблемы не так давно стартовала государственная программа, которая должна будет помочь сформировать внутрирегиональную сеть маршрутов по России. Например, в апреле будет запущено 35 новых маршрутов, а уже к осени их количество может возрасти до 60. По этой программе государство взяло на себя обязательство дотировать половину стоимости билета пассажиров. Для того, чтобы частично компенсировать затраты, власть также заставит региональные бюджеты частично субсидировать данную программу. Ожидается, что регионы должны будут выделить на её реализацию порядка 300 млн рублей. Планируется, что первой площадкой, где будет испытана данная программа - станет Приволжский федеральный округ. Если программа сможет достичь там намеченных задач и целей, то в дальнейшем она будет распространена и на другие регионы страны.

Экскурс в историю

Как же выживали всё это время местные авиакомпании? Большинство из них прекратило своё существование, на плаву остались те, кто успел обновить свой авиапарк. Поэтому именно эти компании сегодня являются лидерами в области внутри- и межрегиональных перевозок. Среди них на сегодняшний день выделяются компании: «ЮТэйр», «Полёт», «Ак Барс Аэро». Например, компания «АкБарс Аэро» сумела не только полностью заполнить маршруты внутри Татарстана, но и запустить маршруты в города Северного Кавказа.

Несмотря на это, деятельность отдельных компаний не может выправить всю ситуацию по стране. По мнению экспертов, для крупномасштабного развития сети межрегиональных маршрутов следует повышать и поддерживать самые высокие стандарты качества в местных аэропортах. От этого напрямую зависит развитие всей гражданской авиации России.


babich.jpg

Какова же идея новой программы и кто её инициаторы? Среди последних можно выделить Михаила Бабича – полпреда президента России в Поволжском федеральном округе. Именно им была выдвинута идея создания сети маршрутов внутри Поволжья. Данная программа должна решить следующие проблемы: 1) соединить маршрутами центры Поволжья между собой; 2) в разы увеличить пассажиропоток; 3) увеличить процент использования самолётов малой авиации на внутри- и межрегиональных маршрутах.

Имеются ли возражения?

Несмотря на то, что программа носит межрегиональный характер, состав её участников довольно ограничен. Поддержали внедрение данной программы следующие компании: авиакомпания «Татарстан», крупнейший перевозчик в стране «ЮТэйр», а также компании «Оренбуржье» и «Авиа Менеджмент Групп». Интересно заметить, что остальные авиакомпании большого энтузиазма к данной программе не проявили. С чем же это может быть связано? По мнению аналитиков, главное препятствие – это отсутствие у местных авиакомпаний должного парка малых самолётов. Что это означает? Всё просто – местным авиакомпаниям придется приобретать либо арендовать новые самолёты, а это является довольно рискованным вложением в современных условиях.

Перспективы

Безусловно, реализация данной программы является важнейшим этапом становления всей авиации России и развития авиационной промышленности России. Однако, не всё так хорошо, как хотелось бы нам видеть. На данный момент существует несколько препятствий при достижении этого: 1) спрос среди населения на внутри- и межрегиональные маршруты ещё сравнительно невысок; 2) высокая стоимость билетов на авиаперевозки; 3) авиакомпаниям приходится в буквальном смысле бороться за пассажиропоток с железнодорожным и автомобильным транспортом.

akbars.jpg

Вдобавок, вызывает определённые нарекания и схема составления маршрутов в экспериментальной сетке. Руководители аэропортов обеспокоены в частности тем, что эта схема не учитывает те маршруты, которые могли бы осуществляться между городами Поволжья, но не являющимися при этом областными центрами. Другой проблемой является вопрос о состыковке дальнемагистарльных и местных авиарейсов.

Перспективы авиации и аэропортов, которые будут задействованы в данной программе, выглядят всё же обнадеживающе. С одной стороны, реализация данной государственной программы заставит, так или иначе, развивать аэропорты свои транспортные связи с ближайшими городами. С другой стороны, местным авиакомпаниям, которые станут участниками данной программы, придётся задуматься о формировании своего авиапарка. 

Комментарии
АиФ