Перспективы особой экономической зоны в Новосибирской области

23 Апреля 2013

Опыт построения особых экономических зон набирает популярность в регионах России. Очередным инициатором создания выступила Новосибирская область. Губернатор области Василий Юрченко ещё в прошлом году заявлял о том, что портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) будет создана в аэропорту «Толмачёво». Для реализации этого проекта делегация из Новосибирска посещала Ульяновск, где уже была создана подобная экономическая зона.

В 2012 году Василий Юрченко заявлял о том, что создание портовой особой экономической зоны даст региону возможность улучшить свои макроэкономические показатели по всем отраслям промышленности. Им было отмечено, что Новосибирская область стала участником федеральной программы по реконструкции аэропортов, но для её реализации нужны принципиально другие условия. Весь вопрос в том – сможет ли Новосибирск получить статус ПОЭЗ.

tolmachevo

Губернатор посчитал нужным заметить и то, что, учитывая сегодняшние объёмы грузопотока, которые идут через Новосибирскую область, возникает естественная потребность в оказании новых услуг для авиаперевозчиков. Поскольку именно от них зависят перспективы авиации и авиационной отрасли в целом. Для достижения этого планируется расширить список транзитных и таможенных услуг аэропорта. При этом главным вектором развития новой экономической зоны должно стать оказание качественных логистических услуг. Выбор на это направление пал не случайно, так как Новосибирск является узловым магистральным центром, рядом с которым проходят автомобильная трасса М-51 и Транссиб.

Кстати, власти региона взялись за развитие логистического направления ещё в 2007 году, когда рядом с аэропортом «Толмачево» был создан ПЛП (промышленно-логистический парк), который раскинулся на целых 2 тысячи гектаров. В настоящее время в промышленно-логистическом парке реализуется несколько крупных проектов, среди которых – завод «Лиотех», занимающийся производством литий-ионных батарей, комплекс «Химлесснаба» и др.

К 2017 году инвестировать в эту особую экономическую зону планируется более 131 млрд рублей. Финансирование проекта будет осуществляться как частными лицами, так и государством. Рядом с экономической зоной планируется построить около 47 км железнодорожной сети, а также сети автомобильных дорог.

Толмачёво

Чем же отличается промышленно-логистический парк от особой экономической зоны? Всё дело в том, что парк не имеет права предоставлять его резидентам каких-либо налоговых льгот. Сегодняшних инвесторов на территорию парка можно привлечь довольно низкой стоимостью земли. Генеральный директор аэропорта Евгений Янкилевич считает, что для дальнейших инвестиционных проектов необходимо придать парку статус особой экономической зоны.

Следует напомнить о том, что опыт создания особых экономических зон на территории России не так велик. Наиболее крупной является портовая особая экономическая зона в Ульяновске. Именно туда для получения опыта и отправилась делегация из Новосибирска. Правда, некоторые эксперты считают, что ПОЭЗ при аэропорте «Ульяновск-Восточный» развивается сегодня лишь как центр по техническому обслуживанию и производству авиационной техники. Поэтому перспективы авиации и особых экономических зон зависят напрямую от того, как они будут реализовывать инвестиционные проекты.

tolmachevo2

Что касается аэропорта «Толмачёво», то там считают о необходимости развития логистического направления. Привлечение в особую экономическую зону крупных ремонтно-обслуживающих компаний станет одним из её главных преимуществ перед остальными.

Тем временем, эксперты считают, что в скором времени перед государством может стать вопрос об отмене разделения ПОЭЗ по виду деятельности. Вероятным может стать такой сценарий, когда зонам будут выдавать лишь лицензии на какой-то род занятий. Как считают специалисты, это будет полезным в том случае, если какая-либо ПОЭЗ не смогла полностью реализовать свой первоначальный потенциал. Таким образом, лицензии на род занятий смогут позволить поменять его при определённой ситуации. 

Комментарии
АиФ