Российские авиакомпании против платного метеообеспечения

15 Июля 2013

Позиция Росгидромета по данному вопросу порой напоминает «реакционные меры» российских императоров XIX столетия. Но обо всём по порядку. По данным российским авиакомпаний, такие новости в авиации, как массовый отказ от услуг Росгидромета стал настоящим камнем преткновения между ним и авиаперевозчиками. Виной всему деньги. По некоторым оценкам, авиакомпании за пользование услугами Росгидромета должны выплачивать ему от трёх до восьми тысяч рублей за каждый вылет воздушного судна. Конечно, всё это зависит от места вылета самолёта и его модели. Однако ежегодные « взносы» авиакомпаний на эти цели составляют от пятидесяти до двухсот миллионов рублей.

Следует сказать, что «Авиаметтелеком», которая занимается предоставлением услуг по метеобеспечению для российских авиакомпаний, является единственным специализированным поставщиком подобной информации в России. В её составе насчитывается порядка двухсот семидесяти метеостанций, а её услуги предоставляются для двухсот отечественных аэропортов. Основным источником дохода является предоставление услуг по метеообеспечению. Поддержки из государственного бюджета центр практически не получает. По некоторым оценкам, сегодня центру необходимо порядка двух миллиардов рублей из государственного бюджета. На данный момент «Авиаметелеком» получает лишь 5% от этой суммы.

В самом центре не жалуются на объёмы финансирования. По словам руководства центра, большую обеспокоенность вызывает стремление российских авиаперевозчиков покупать по сути ту же информацию у Jeppessen и SITA. Напомним, что последние используют информацию Росгидромета, так как не имеют собственных станций в России.

Уральские авиалинии повернулись спиной к Росгидромет

Проблема такого замкнутого круга, считают в «Авиаметелеком», кроется в том, что нормативно-правовая база Минтранса и Минприроды крайне слаба. В центре уверены, что Минтранс вынужден отстаивать интересы авиакомпаний (не исключено лоббирование интересов). Что касается Минприроды, то чиновники ведомства просто не успевают внести соответствующие изменения в законодательство.

Гендиректор «Авиаметтелеком» Марина Петрова считает, что такие «проволочки» в чиновничьей среде могут в итоге навредить безопасности полётов. От услуг информационного центра в данный момент уже отказались авиакомпания «Россия», ОАО «Полёт», Ural Airlines и др. В совокупности их плата за услуги по метеообспечению составляют около 10% всей выручки информационного центра. В связи с этим, Росгидромет планирует с начала следующего месяца принять ответные меры - сократить режим работы своих метеостанций в ряде городов (Воронеж, Псков, Калининград, Мурманск, Архангельск и др.).

В мире авиации такие новости были восприняты в целом негативно. В первую очередь своё возмущение высказывают авиаперевозчики. В руководстве авиакомпаний отмечают, что сокращение режима работы подобных метеоцентров является нарушением законодательства и ряда международных договорённостей. По ним, Россия должна предоставлять метеосведения в международные информцентры.

Ряд экспертов считает, что в сложившейся ситуации авиакомпаниям нужно предоставить право выбора – из каких источников они могут получать метеоинформацию. Если сохранение сложившейся системы является принципиально важным, считают эксперты, то её функционированием должно заниматься исключительно государство, как это реализовано в США. Напомним, что там вся метеорологическая информация оплачивается из государственного бюджета в рамках госзаказа военного ведомства. Гражданская авиация может использовать эти сведения на безвозмездной основе.

Комментарии
АиФ