Авиаперевозки в России стали доступнее?

16 Июля 2013

Многих пассажиров в летний сезон беспокоит вопрос – каким образом формируется цена на билет и почему она постоянно растёт? Упования на государство уже давно не помогают, поэтому мы попытаемся разобраться в некоторых тонкостях ценообразования, а самое главное ответить на вопрос – доступны ли сегодня авиабилеты для населения России?

Учитывая все новости в авиации России за последние десять лет, нам неизбежно придётся отталкиваться от той мысли, что гражданская авиация сегодня – это бизнес, основная задача которого, как и в любой отрасли, извлечение прибыли. Естественно, что чем больше она будет, тем лучше для авиакомпаний (только ли для них?). А значит, цена на авиабилет становится «заложницей» между спросом и предложением на рынке, полностью подчиняясь его законам. При этом каждый авиаперевозчик стремится к тому, чтобы продать свой авиабилет подороже, а пассажир пытается приобрести их по более низкой цене. Такой несложный и простой конфликт интересов характерен не только для России, но и для всего мира.

Рост цен: миф или реальность?

Вопрос, можно сказать, извечный. Несмотря на то, что однозначного ответа на этот вопрос нет, многие на бездоказательной базе пытаются утверждать о постоянном росте цен на авиабилеты. В то же время если обратиться к более объективным данным, экспертным оценкам и исследованиям, то можно встретить абсолютно другую оценку действительности на рынке авиаперевозок. Давайте разберёмся, что к чему.

Динамика средней стоимости авиаперелета

Предлагаем взять за основу два показателя – средняя стоимость авиаперевозок в России, а также их доступность для жителей России. В качестве интервала берём временной промежуток – 2000-2011 гг. Для того, чтобы вычислить среднюю стоимость перевозок, далеко ходить не надо – достаточно поделить всю выручку российских авиаперевозчиков за прошедший год, полученную за счёт осуществления воздушных авиаперевозок, на количество перевезённых в течение года пассажиров. Статистика взята из Росстата и Транспортной клиринговой палаты. На выходе мы с вами получаем такой показатель – ср.цена в рамках одного полётного сегмента, говоря иначе перевозки между двумя аэропортами в рамках одного маршрута. По имеющимся данным, мы видим, что доход авиакомпаний от одного перевезённого пассажира за одиннадцать лет увеличился приблизительно на пять тысяч рублей (с 2880 руб. до 7060 руб.). Однако при расчёте следует учитывать не только новости в авиации, как любят делать многие эксперты, но также инфляцию и доходы населения. Если мы их примем во внимание, то окажется что средняя стоимость авиаперевозок упала приблизительно на 25%. В прошлом году, отмечают аналитики, ситуация была несколько иной – вероятно, что стоимость авиаперелёта за этот год повышалась. Однако полных данных за прошедший год ещё нет.

Авиабилеты в России

Если смотреть, как мы это любим, за границу, то увидим там следующую картину – ведущие мировые авиаперевозчики постоянно снижают стоимость своих услуг. Таким образом, наблюдается тенденция перехода от элитарного спроса к спросу массовому. Посчитайте, процентное соотношение элиты и обычного населения в мире. Цифры скажут всё сами за себя. Например, усреднённый тариф между столицей Великобритании и Нью-Йорком с 60-х гг. прошлого столетия снизился в десять раз. Отечественные показатели не выглядят на этом фоне чем-то особенным (напомним – 25%).

Что касается второго показателя – доступности авиаперевозок для населения, то он напрямую зависит от платёжеспособности населения на них. Тут играют важную роль два слагаемых – число авиаперевозок, которые укладываются в среднемесячную з/п человека, и непосредственно сама заработная плата. При такой формуле можно увидеть, что за прошедшее десятилетие (с 2000 по 2011 гг.) данный коэффициент подрос в 4,3 раза. Его значение составляет 3,3 ед.

Конечно, при таком расчёте, можно будет услышать, что это нереальные цифры. И отчасти вы будет правы. Коэффициент 3,3 вовсе не означает, что обычный работающий гражданин России сможет позволить столько односторонних перелётов ежемесячно. Гораздо важнее здесь коэффициент 4,3, который говорит нам о том, как мы бы тому не верили, что именно во столько раз перевозки стали доступнее в нашей стране. В свою очередь, такие показатели, как отмечают в аналитических агентствах, косвенно взаимосвязан с общим количеством перевезённых пассажиров российскими авиакомпаниями. Если почитать новости авиации за прошедший год, то там можно увидеть, что количество перевезённых пассажиров в прошлом году составило более 74 млн человек. Этот показатель превышает аналогичное значение за 2001 год в 3,4 раза. Рост наблюдается и в первом квартале 2013 года.

Комментарии
АиФ