Кто определит конкурентоспособность отечественного авиапрома?

10 Июля 2013

Этим вопросом задалось на днях Министерство промышленности и торговли России. Ответом на него стало – объявление тендера с той целью, чтобы определить извечный вопрос – насколько конкурентоспособен авиапром в России. Для того, чтобы, наконец, уже найти ответ на этот вопрос, министерство готово потратить немалую сумму – до 285 миллионов рублей. Победитель будет обязан не только оценить текущее состояние авиационной промышленности в России, но таки и предложить меры по её развитию.

Победителя планируется объявить уже осенью этого года, в ноябре. По идее, он должен будет представить комплексное научное исследование, где будут содержаться оценки сегодняшнего состояния и конкурентоспособности авиационной отрасли. Помимо этого, победителя обяжут разработать систему анализа и контроля конкурентоспособности российских авиастроительных предприятий.

Как отмечают аналитики, сегодня уже имеется несколько методик для оценки конкурентоспособности воздушных судов. Например, таковыми владеют МАЦ, ОАК, ЦАГИ и др. Следует заметить, что большинство методик направлены на то, чтобы определить, как наиболее эффективно следует использовать определённое воздушное судно на конкретных маршрутах.

Министерство промышленности торговли предлагает в этом исследовании  изучить и проанализировать большой спектр вопросов. Например, победитель тендера должен будет ответить на следующие вопросы: как следует организовать систему поддержки продаж авиационной техники, как определить те качества, которыми должны обладать воздушные суда, с той целью, чтобы выйти на международный авиационный рынок. Эксперты считают, что победителями, вероятно, станут ЦАГИ или ГосНИИ ГА.

Эту новость авиации прокомментировали также в ОАК. По мнению корпорации, перед выходом продукта на рынок необходима оценка его конкурентоспособности. Следовательно, подобные исследования необходимы для авиапрома России. Например, два года назад ОАК совместно с ЦАГи уже занимались совместной разработкой методики по оценке конкуренции воздушных судов на авиационном рынке. Об участии в ОАК в новом тендере пока ничего неизвестно.

Воронежское акционерное самолётостроительное общество

По мнению экспертов инвестиционной компании «Финам», сформировать механизмы оценки конкурентоспособности авиационной техники представляется крайне сложным, так как заваисит она от многочисленного ряда факторов, которые могут противоречить друг другу. Например, как возможно совместить надёжность самолёта с желанием увеличить его ресурсоёмкость? Неизбежно это приведёт к повышению его цену на авиарынке. Также при оценке отечественного авиапрома нельзя брать под копирку зарубежные методики оценки. Либо нужно будет учесть как слабые, так и сильные стороны нашей авиационной промышленности, либо это получится никому ненужный набор рекомендаций, которые при желании будет невозможно даже реализовать.

Несмотря на такие заявления, Минпромторг всё же надеется на лучшее. В Министерстве ожидают, что в результате реализации проекта, к 2025 году российские ВС станут более конкурентоспособными в мире. Например,

· Гражданское авиастроение займёт 3,2% мирового авиационного рынка

· Военное самолётостроение - 11%

· Военное вертолётостроение - 16,5 %

· Гражданское вертолётостроение - 12%

Кроме того, планируется повысить уровень отечественных стандартов в таких областях, как ТОиР, системе послепродажного обслуживания отечественных ВС и др.

Комментарии
АиФ