Развитию транзитных авиаперевозок мешают отечественные авиакомпании?

17 Июля 2013

В ООО «Новапорт» (компания, занимающаяся реализацией программ по развитию аэропортов) уверены, что многие собственники аэропортов заинтересованы в том, чтобы максимально расширять количество осуществляемых технических посадок в них. Если же все инициативы будут реализованы, тогда можно будет с уверенностью говорить о том, что географический потенциал нашей страны реализуется в полном объёме. Пока же о таких новостях в мире авиации приходится только мечтать. Такие шаги, как дозаправка воздушных судов в аэропортах, являются лишь шагами младенца. Крупнейшие грузоперевозчики заинтересованы больше в том, чтобы проводить операции по сортировке и перемещению грузов на территории российских аэропортов.

Может показаться, что тогда российские аэропорты неизбежно начнут «схватку» между собой за потенциальную прибыль. Например, те же «Емельяново» и «Толмачёво», которые соединяют Евразию, могут начать конкурировать также в таком вопросе - где именно иностранные грузовые авиаперевозчики начнут осуществлять техпосадки своих воздушных судов. Казалось бы, конкуренция на лицо. В аналитических агентствах считают, что перспективы рынка настолько огромны, что разговоры о конкуренции российских аэропортов являются сильным преувеличением. «Места должно на рынке хватить всем», - отмечают эксперты.

Компания AirCargo

Несмотря на такой явный потенциал рынка, конкретных шагов по реализации I-го этапа (техпосадки), о котором мы говорили, до сих пор не было принято. Политика Минтранса в этой области выглядит двоякой. С одной стороны, министерство реализует проект по внедрению стандарта, который предназначен для оформления грузовых авиаперевозок. С другой стороны, воздушные врата России для грузовых авиаперевозчиков закрыты.

Как ни странно, но, похоже, Минтранс является уже «заложником» сложившейся ситуации. Дело в том, что главной препоной в деле проникновения иностранных грузовых авиаперевозчиков являются российские авиакомпании. Как известно, «AirBridgeCargo» и «Аэрофлот» являются главными игроками в данном сегменте на российском рынке. Появление новых конкурентов для них невыгодно. Более того, для российских авиакомпаний невыгодны даже дозаправки иностранных грузоперевозчиков в отечественных аэропортах. В этом случае конкурентам российских грузоперевозчиков придётся брать на борт ВС больше топлива, а значит, снижается коммерческая нагрузка. Сплошные «выгоды», да и только.

Самолёт MD11-F

Каждый раз, когда речь заходит о предоставлении иностранным авиаперевозчикам новых преференций, российские авиакомпании вступают в жесточайший торг. С одной стороны, если дать иностранцам слишком много прав, - российские авиаперевозчики будут сетовать на ущемление своих прав и возможностей для развития. С другой стороны, если иностранцев всё устраивает, и они ни на что не жалуются, то зачем обсуждать новые возможности для сотрудничества? «Давайте оставим всё как есть» - такова логика «AirBridgeCargo» и «Аэрофлот».

Таким образом, сложившаяся ситуация является для Минтранса палкой о двух концах. С одной стороны, интересы российских аэропортов, направленные на привлечение новых клиентов. С другой стороны, интересы российских авиаперевозчиков, которым не нужны новые конкуренты. Не будем забывать о том, что, согласно последним новостям авиации, немаловажным является и временной фактор. Иностранные авиаперевозчики постепенно отказываются «Макдоннелл Дуглас МД-11Ф» и «пересаживаются» на модернизированные «Боинги» и «Эйрбасы». Для двух последних вопрос техпосадки в аэропортах России является не столь значимым, как вопрос о потере для России актуальности транзитных авиаперевозок через её территорию…

Комментарии
АиФ