К чему приведёт реструктуризация ОАО «Ижавиа»

14 Мая 2013

ОАО «Ижавиа» ждут кардинальные перемены. Планируется, что реструктуризация компании завершится осенью 2013 года. Именно тогда аэропорт должен быть отделён от авиакомпании, тем самым став отдельной организацией. Вся проблема заключается в том – каким образом власти Удмуртии будут оказывать поддержку сразу двум предприятиям.

Углубимся немного в историю этого вопроса. Летом 2012 года была начата реструктуризация компании по распоряжению властей региона. Тогда планировалось, что из ОАО «Ижавиа» будут выделены «Аэропорт» и «Авиакомпания». По плану, в ходе намеченной «реконструкции» все активные предприятия должны остаться в регионе. Правда, динамикой этого процесса, а также его сроками не удовлетворён президент Удмуртии Александр Волков. На прошедшем совещании он заметил, что авиакомпания и аэропорт, как две отдельных организации, должны будут заработать с зимы 2014 года.

Самолёт в "Ижавиа"

Первоначальный план реорганизации компании предполагал создание двух независимых обществ. Однако впоследствии от него отказались из-за возможной неэффективности. Власти посчитали, что буде проще выделить аэропорт в отдельное предприятие.

Эксперты считают, что такой шаг властей Удмуртии оправдан и соответствует мировой практике. В российской авиации эта практика также набирает обороты. С одной стороны, аэропорт, будучи отдельным юридическим лицом, сможет привлекать других авиаперевозчиков, тем самым повысив конкуренцию на рынке. Кроме того, власти аэропорта смогут полностью сосредоточиться на его модернизации. Что касается «Ижавиа», то авиакомпания находится на перепутье. С одной стороны, она может вовсе прекратить своё существование из-за конкуренции, как и многие региональные авиаперевозчики, с другой стороны, она может закрепиться на рынке Удмуртии и продолжать вносить вклад в развитие перспектив авиации региона.

Аэропорт "Ижавиа"

Власти региона отмечают, что такой шаг будет способствовать тому, что финансовые потоки, которые станут выделяться предприятиям, станет легче контролировать. Таким образом, объёмы субсидий станут прозрачными и целесообразными.

Что касается президента республики А.Волкова, то его мнение относительно будущего авиакомпании не однозначно. Не так давно он заявлял о том, что «Ижавиа» должна будет заниматься сама своим финансовым обеспечением. Им было чётко обозначено то, что аэропорт является более приоритетным направлением для властей региона. Однако на прошедшем совещании президент несколько изменил свою позицию и высказал мнение о том, что и «Ижавиа» не останется без поддержки.

В «Ижавиа» складывается несколько парадоксальная ситуация. Напомним, что в 2012 году в авиакомпании был утверждён план развития, согласно которому была утверждена программа по развитию авиаперевозок в регионе до 2015 года. Однако эти планы авиакомпании под угрозой, так обновление своего воздушного флота она планировала осуществить с помощью бюджетного финансирования. Учитывая новые обстоятельстве в деле реструктуризации предприятия, «Ижавиа» может недосчитаться нескольких миллионов рублей. Давайте поглядим на цифры. Власти региона взяли курс на сокращение выделяемых средств для развития авиации в регионе. Например, в 2012 году на эти цели планировалось выделить около 330 миллионов рублей. К 2015 году перспективы авиации в регионе заметно сбавят из-за того, что объём финансирования составит около 50 миллионов рублей. Сколько из этой суммы получат аэропорт и авиакомпания? Вопрос остаётся открытым. В предыдущем году «Ижавиа» получила более 160 млн рублей. На эти деньги был отремонтирован аэровокзал, закуплены новые автобусы и др. В этом году власти Удмуртии планируют выделить на эти цели около 125 миллионов рублей. В первую очередь, планируется модернизировать аэропорт.

Ижавиа

Правда, на данный момент ижевская авиакомпания не испытывает каких-либо трудностей. Наоборот, выручка компании в прошлом году составила 33 млн рублей. Кроме того, были открыты новые маршруты и был увеличен пассажиропоток. Приятно, что власти компании оптимистично смотрят в будущее и не боятся трудностей. Вопрос в другом – сможет ли авиакомпания показывать те же показатели роста после прекращения финансовой поддержки со стороны государства.

Комментарии
АиФ