Авиастроение в России и судьба "Самолёта 2020"

23 Мая 2013

Таинственный проект под названием «Самолёт 2020» после появления информации о конкурсе на разработку данного самолёта сразу же вызвал неподдельный интерес со стороны общественности и представителей из авиастроения в России. Правда, в итоге все необходимые документы подал лишь один ЦАГИ им.Жуковского. Столь малое количество участников конкурса на производство «2020-го» не помешало отдать проект в руки этого научного центра. Хорошо, что ситуация с будущим производителем определилась, однако остаётся неясным хоть какие-то очертания будущего воздушного судна.

«Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е.Жуковского» может вывести этим проектом авиастроение в России на принципиальной новый уровень. А что если не выведет? Но мы будем оставаться оптимистами, так как всё же этот госзаказ был выдан Министерством промышленности и торговли РФ в рамках программы развития авиационной отрасли до 2025 года. По плану властей, самолёт должен будет стать лидером на международном авиарынке, а также своеобразным «двигателем» российской экономики.

ЦАГИ

Что может помешать развитию данного проекта? Нужно учитывать тот факт, что исследования по данному проекту, в частности маркетинговое, планировалось начать ещё в 2011 году. Тогда на эти цели предполагалось выделить из бюджета 120 миллионов рублей. В будущем для совершенствования дизайна лайнера хотели добавить ещё 100 млн. В итоге ни того ни другого не было выполнено. Авиастроение в России может ждать обещанного годами. В этот раз оно ждало столько маркетингового исследования.

Прошедший конкурс стал, по сути, по-настоящему первым. Федеральный бюджет выделит на эти цели чуть более одного миллиарда рублей. Кстати, выделение денег из казны будет проходить в два этапа: на первом этапе институт должен будет получить 220 млн., а в 2014 году - оставшиеся 785 млн. По условиям конкурса, ЦАГИ проведёт широкий спектр различных работ. Например, помимо разработки ему придётся заниматься ещё и маркетинговым исследованием рынка. Естественно, что исследовательский центр не будет выполнять столь огромный объём работы сам. Уже сейчас объявлено о том, что будут привлечены субподрядчики.

Погосян -ОАК

Так, уже удалось договориться с «Объединённой авиастроительной корпорацией» о сотрудничестве в этом проекте. ОАК займется маркетинговой частью. Ей будет проведён анализ рынка, конкурентов, уточнён возможный спрос, а также источники финансирования и ресурсы.

Что касается института, то он сосредоточится полностью на технологическом процессе, развитии технологической базы и компонентов. Это означает, что центр не будет разбрасываться своими производственными ресурсами на различные направления деятельности. Представители оттуда уверяют, что создав сейчас определённый научно-технический фундамент, можно выйти на определённый уровень не только предприятию, но и авиастроению в России. Для этого учёные должны будут провести анализ имеющихся технологий, определить его внешний вид, разработать системы управления, провести испытания материалов и компонентов авиалайнера.

Самолёт 2020

Однако никто в данный момент никто не может сказать о том, каким будет внешний облик воздушного судна. Всё буде зависеть от того, что нужно современному авиационному рынку и что возможно сделать в рамках кооперации между «ОАК» и «ЦАГИ».

Интересно и то, что авиастроение в России пока ещё не знает, каково будет назначение судна. Возможно, это будет тяжёлый беспилотник, либо транспортный самолёт, либо гражданское судно. Ни о какой ясности не идёт и речи. Любой из вышеперечисленных вариантов может реализоваться, так как все направления являются многообещающими.

ЭкоДжет

Если посмотреть на сегмент рынка, то к 2030 году его основную часть займут узкофюзеляжные лайнеры, которыми Россия уже представлена (SSJ-100 и др.). Широкофюзеляжные должны стать вторыми по популярности в мире к 2030 году. Это значит, что новый российский проект и авиастроение в России может обратить свой взор именно сюда.

Какие выгоды можно получить от выбора в пользу широкофюзеляжного судна? Главное – это получить заказчиков. Таковым может стать Китай, с которым обсуждался вопрос о возможности поставок таких типов самолётов.

На данном этапе, ЦАГИ тестирует различные форм-факторы будущей машины. Проводятся комплексные испытания с двигателем, хвостовой частью, обтекаемостью самолёта.

Авиастроение в России впереди планеты всей?

Однако не дремлют и потенциальные конкуренты из ФПГ «Росавиаконсорциум», которые разрабатывают свою модель среднемагистрального самолёта «Фрегат Экоджет» с уникальной системой поперечного сечения фюзеляжа.

Что будет с этими самолётами и проектами – покажет время. Очевидно, что и нам придётся ждать, чтобы узнать все детали. В заключении хотелось бы сказать о том, что общественность двояко восприняла эти новости. Одни считают, что мы такими мерами двигаем авиапром вперёд. Другие же полагают, что ничего кроме растраты государственных денег это не принесёт…

Комментарии
АиФ