О том, как пошлины вредят авиапрому в нашей России

30 Мая 2013

Закончится ли беспошлинный период для российских авиакомпаний? Таким вопросом, очевидно, задавались уже многие из их числа. Наш авиационный портал рассмотрит эту проблему с позиции вреда для авиапрома в России.

Начнём с того факта, что наши авиаперевозчики смирились с тем, что без уплаты дополнительных средств живётся довольно хорошо. Эта практика не является новой для мира и пользуется повсеместным спросом. В нашей стране данная мера была принята временно, а это значит, что совсем скоро срок её действия закончится. Что получит российский авиапром и перевозчики от этого шага? На это мы также постараемся ответить.

Росавиация

Напомним, что в 2010 году ЕврАзЭС приняла решение, согласно которому вся ввозимая авиационная техника, запчасти для них, двигатели и др. освобождаются временно от налогового бремени. По сути, одним этим действием тогда таможенный союз смог сразу воплотить в жизнь все мечты и чаяния крупнейших российских авиаперевозчиков. Правда, всё хорошее рано или поздно заканчивается. При принятии такой меры были также предусмотрены его максимальные сроки действия и продления.

Например, срок размещения авиатехники под таможенный ввоз действует до конца этого года. То есть, если до 1 января 2014 года не будет продлено «освобождение» от сборов таможенников, то придётся заплатить определённую сумму. Согласитесь, не лучший вариант? Кроме того, наши компании в авиационной отрасли будут обязаны уплачивать таможенные пошлины на большинство эксплуатируемых воздушных судов.

Естественно, чем ближе 31 декабря 2013 года, тем острее разгорается дискуссия по этому вопросу. Эксперты уже даже успели подготовить аналитический отчёт, в котором считают, что авиапром в мире и в России ждут не лучшие времена. Больше это касается нашей промышленности. Так, продление льгот для иностранцев может «задушить» отечественный авиарынок. Не будем забывать о том, что именно сейчас мы разрабатываем и постепенно внедряем Ан-148, МС-21, SSJ-100.

МАУ

Давайте поглядим на эту проблему с другой стороны? Только ли вопрос в количестве собираемых у нас самолётов? Основная проблема заключается в том, чтобы повысить производственные мощности. Авиапром и авиация в России поставляют так мало воздушных судов вовсе не из-за того, что она не популярна и на неё нет заказов. Всё дело в том, что мы не можем производить столько, сколько требует от нас современный рынок. Ан-148 и SSJ-100 являются конкурентоспособными машинами, все мелкие недоработки, связанные с ними, будут устранены. По крайней мере, в это хочется верить. Также ничего плохого в данный момент нельзя сказать и о проекте МС-21, которым занимается отечественная авиапромышленность. Но для того, чтобы они были успешно реализованы –необходимо качественное и количественное производство комплектующих для них.

Теперь давайте посмотрим – как будут влиять пошлины на производство авиационной техники в нашей стране? При этом не забываем о том, что государство всегда поддерживало таких производителей в нашей стране. Они же в ответ, вместо того, чтобы развиваться, оставались на одном и том же уровне. Протекционистская политика, которая включала в себя наложение таможенных пошлин на иностранцев, существенно облегчала им жизнь.

Можно сказать, что авиапром России ещё не познал всех прелестей мирового кризиса. В этом мнении сходятся все ведущие эксперты. Невозможно насильно заставить эксплуатантов  покупать отечественную технику, если она не выгодна и не принесёт в будущем им никаких дивидендов. Именно такого принципа придерживались авиационные власти на протяжении многих лет.

Ан-148

Это значит, что никакой действительной пользы от введённых налоговых пошлин мы не получим. Не нужно льстить себе. Такие меры лишь притормаживают развитие российской авиации. Если кто-то не знает, то иностранную технику могли в своё время получать только «Трансаэро» и «Аэрофлот». Только лишь после вступления России в Таможенный союз всем перевозчикам удалось «расслабиться» и больше не думать о финансовых отчислениях в адрес таможни.

Представьте обычную авиакомпанию. В её парке имеется 30 самолётов Airbus. При возобновлении пошлин она отчислит авиагиганту 150 млн долларов, да ещё столько же по НДС. Отсюда последуют банкротства и общее ухудшение финансового состояния компаний.

Наши авиаперевозчики и Российская Ассоциация эксплуатантов считает иначе. Они уже направили специально письмо вице-премьеру Игорю Шувалову, где попросили продлить льготы. Никак не хотят они признавать, что отказ от них может вывести их на принципиально новый уровень развития... 

Комментарии
АиФ