Дефолтный Superjet

11 Июля 2013

«Гражданские самолёты Сухого» и один из его главных проектов – SSJ-100, буквально, влезли в долговую яму. Всё дело в том, что сам проект оказался на грани дефолта из-за того, что «ГСС» успело накопить долгов на сумму более двух миллиардов долларов, а также нарушить часть своих обязательств по кредитам. Например, на сегодняшний день долг перед Внешэкономбанком составляет порядка 600 миллионов долларов. Эксперты уже предлагают пути решения проблемы: одни считают, что долг перед Внешэкономбанком может быть погашен за счёт продажи части акций ОАО «Сухой» или «ГСС», другие считают, что возможна расплата с кредиторами облигациями по государственные гарантии (один миллиард долларов). Кроме того, не исключено, что государственная корпорация может продать часть принадлежащих ей акций EADS. Однако в «ГСС» от таких новостей в авиации не в сильном восторге.

И это вовсе не удивительно, поскольку производитель Sukhoi Superjet 100 должен решить эту проблему до конца этого года. Если переговоры с кредиторами, профильными министерствами так ник к чему и не приведут – значит, дефолт по кредитам неизбежен, считают эксперты.

SuperJet100 (SSJ-100)

Хотя уже сегодняшнее состояние «Гражданских самолётов Сухого» близко к преддефолтному. Например, на начало этого года задолженность перед кредиторами составляла чуть более двух миллиардов долларов. Конечно, о деталях и структуре этого долга мало что известно. Однако, исходя из отчёта ГСС за прошедший год, можно сделать вывод, что предприятие периодически нарушало свои обязательства перед кредиторами – WestLB, Европейский банк реконструкции и развития, а также перед ВТБ. Единственным положительным моментом во всей этой истории является то, что корпорации удалось договориться с кредиторами о том, что они не будут требовать с неё досрочного погашения кредитов, пока та не решит все свои финансовые проблемы.

Напомним, что в прошлом году ГСС продала всего двенадцать самолётов SSJ-100, в этом году планируется поставить на рынок ещё двадцать семь воздушных судов. Выручка компании в 2012 году составила порядка 198 миллионов долларов, убытки же превысили 111 миллионов долларов.

Чтобы погасить существующие долги, рассматривается несколько путей решения проблемы. Например, не исключён вариант при котором 600 млн долларов долга корпорации перед Внешэкономбанком будут переконвертированы в акции ОАО «Сухой» или в акции ЗАО «ГСС». Для кредитора, отмечают эксперты, будет наиболее привлекательной первая схема, поскольку ОАО «Сухой» в отличие от «Гражданских самолётов Сухого» является прибыльным. Кроме того, предприятие обладает рядом акций других предприятий, в том числе тех, которые занимаются производством военных самолётов. Не следует забывать и о том, что в руках ОАО «Сухой» находится 49% акций SuperJet International, занимающегося продвижением «Суперджета» на международном авиарынке.

Полная версия SSJ-100

Что касается остальных кредиторов, то для расплаты с ними «ГСС» возможно обратится к выпуску облигаций (на сумму до одного миллиарда долларов). Естественно, под государственные гарантии. Однако корпорация не стесняется при этом требовать от государства дополнительной поддержки на программу «Суперджет». Эту поддержку, возможно, найдут в решении, связанном с перераспределением средств от одного проекта к другому. Эксперты, считают, что таким «козлом отпущения» может стать проект Ан-70. Заложенные на него средства по Федеральной целевой программе в размере 10,7 миллиардов долларов могут быть теперь отданы «Суперджету».

Однако эти новости авиации, очевидно, нисколько не смущают «ГСС». Помимо предложенного варианта, рассматривается также такой способ решения финансовых проблем, при котором Внешэкономбанк может просубсидировать «ГСС» в размере 15 миллиардов долларов. Именно столько средств, считают аналитики, можно получить за счёт продажи 5% пакета акций EADS.

В ОАК и Внешэкономбанке от комментариев по данному поводу отказались. Однако, источники знакомые с ситуаций вокруг ГСС отмечают, что переговоры в данный момент продолжаются, решения будут приниматься с учётом интересов всех сторон.

Комментарии
АиФ