Повесть о том, как президент хотел развязать «Московский авиационный узел»

4 Июля 2013

История с обсуждением вопросов развития Московского авиационного узла началась не вчера, когда Владимир Путин предлагал очередные планы по его модернизации. Всё началось ещё в 2011 году, когда он пытался решить ряд проблем московских аэропортов.

Прошло два года с того момента и теперь президент требует того, чтобы все те, кто тем или иным образом собирается участвовать в процессах модернизации МАУ, находились в поле видения рос. юрисдикции. По словам В.Путина, к таким мерам необходимо прибегнуть из-за того, что государство хочет чётко видеть и представлять – кто будет заниматься финансовой стороной модернизации аэропортовых комплексов и соответствующей инфраструктуры.

Почему мы хотели бы обратить особое внимание именно на вопрос, касающийся будущих инвесторов. Всё дело в том, что данный вопрос приобрёл особую значимость для властей после того, как они безуспешно пытались установить настоящих владельцев «Домодедово». Конечно, какие-то подвижки были в следствии, даже удалось установить одну островную компанию, которая владела аэропортовым комплексом. Собственно на этом всё «благополучно» закончилось. Тогда такая новость стала в авиации шокирующей – не удалось выявить виновных после личного вмешательства президента (тогда Д.Медведев).

putin.jpg

Вчерашнее же заявление Путина о том, чтобы сделать данный сегмент рынка более прозрачным, является не просто прихотью президента. Известно, что финансируется данная отрасль с особой щедростью. Ожидается, что вплоть до 2030 года вложения в полную модернизацию столичных аэропортов, их инфраструктуры, а/м и ж/д дорого и мн.др. составят порядка 520 миллиардов рублей. Некоторые авиапредприятия России с радостью восприняли бы подобные новости авиации.

Но им бы, как и МАУ, не пришлось долго радоваться. Государство пока ещё не готово профинансировать данные программы поддержки в полном объёме. Максимум, на что приходится пока рассчитывать МАУ, это господдержка в размере 38 миллиардов рублей. Часть средств, конечно, должна будет быть получена после проведения приватизации столичных аэропортов. Но где взять остальные деньги? По самым скромным оценкам чиновников, для модернизации не хватает сейчас свыше 70 миллиардов рублей.

Премьер Дмитрий Медведев

Пока деньги ищутся, пропускная способность аэропортов подходит к критической отметке. Сейчас в МАУ она составляет шестьдесят пять миллионов пассажиров (в год). По оценкам экспертов, через три года её ресурс будет полностью исчерпан. Если мы будем также учитывать и темпы роста пассажиропотока за последние пару лет, то увидим, что в МАУ они увеличились на тринадцать миллионов человек (с 2010 года). Владимир Путин, кстати, собирался превратить МАУ в современный комплекс воздушного авиасообщения ещё два года тому назад. На вчерашнем совещании эти слова практически повторились.

В связи с этим, специалисты высказывают опасения относительно того, удастся ли вообще полностью реализовать все намеченные планы по модернизации МАУ. Некоторые аналитики утверждают, что имеющийся у нас в стране опыт государственных инвестиций в отрасль имел больше негативных последствий нежели положительных. Деньги инвестируются как попало, не имеют четко выстроенной стратегии. Поэтому ожидать частных инвестиций в таких условиях, по мнению ряда экспертов, не приходится.

Если же они и будут приходить, то жизнь у них будет не самой сладкой. Ожидается, что после проведения приватизации аэропортов в МАУ, государство должно будет принять соответствующие законодательные акты, которые не должны будут позволить иностранцам приобрести их в собственность. Такой запрет может быть введён для тех иностранных юр.лиц, а также для российских компаний, доля иностранцев которых в общем капитале превышает двадцать процентов. Ну и наконец, инвесторы должны будут поделиться с государством всей информацией относительно всех акционеров компании. Как замечают специалисты, такой подход позволит наиболее точно и полно контролировать деятельность МАУ и процессы его развития. 

Комментарии
АиФ