Через что пришлось пройти Ту-204СМ ради получения сертификата типа?

4 Июня 2013

Отечественная авиация приближается к мировым стандартам. По крайней мере, ещё один шаг к этому сделали ЗАО «Авиастар-СП» и произведённый в его стенах пассажирский самолёт Ту-204СМ, который получил недавно сертификат типа.

Для того, чтобы его заполучить авиационная столица, и его главный авиазавод («Авиастар»), проделали большой объём работы – испытания и ещё раз испытания. В ходе их проведения основной акцент был сделан на бортовом комплексе, который, без всяких сомнений, является жизненно важным для пилотов воздушного судна. Поэтому ему уделялось самоё пристальное внимание.

TU-204

Кстати, модифицированная версия будет сильно отличаться от стандартной сборки не только количеством пилотов (теперь их два вместо трёх), но и техническими новшествами. Например, на судно будут устанавливаться новые двигатели ПС-90А2, вспомогательные силовые установки, спутниковые системы передачи данных и др.

Что касается непосредственно испытаний самолёта, то проходили они в сложных метеорологических условиях. Герою нашего репортажа пришлось пройти «огонь, воду и медные трубы» сначала в подмосковном Жуковском. Для этого там был даже сооружен специальный бассейн. Самолёт маневрировал по взлётно-посадочной полосе в различных режимах, радуя местных жителей. После чего началось самое интересное – воздушное судно отправилось в ОАЭ. Нет, вовсе не для отдыха. Здесь его поджидала температура воздуха, доходящая почти до пятидесяти градусов по Цельсию. Завершились все испытания проверкой на отказобезопасность. Отдых, можно сказать, удался. Но тут, как говорится, «игра стоила свеч». Ведь на кону было получение сертификата и серийное воздушное производство.

ТУ-204 в авиационной столице

Конечно, получение данного сертификата по итогам всех испытаний можно назвать заслуженным. Наверняка, получение сертификата станет новым этапом в жизни самолёта. Кроме того, наша авиационная столица может быть обеспечена со временем новыми заказами на эти среднемагистральные пассажирские самолёты. Предпосылки к этому, безусловно, есть. Например, только для проведения испытаний в Ульяновске было собрано две подобных модели. Но всё ли было так хорошо всегда?

Нет, предыстория этого судна начиналась всё же не так оптимистично, как хотелось бы. Первоначально его планировали поставлять в Иран, а также одной московской авиакомпании. Но ничего хорошего из этого не получилось. Во-первых, контракт с Ираном сорвался из-за эмбарго, которое было наложено американской компанией. Во-вторых, заказ со стороны столичной компании был сорван из-за того, что она так и не подтвердила своё намерение о закупке самолётов.

Однако, всё это не помешало дальнейшему развитию проекта. Предпосылки для этого были обозначены ещё на совещании, состоявшимся осенью 2012 года, где одним из гостей стал Владимир Путин. На нём он открыто заявил, что в ближайшее время государство сделает крупномасштабный заказ на поставку Ту-214, Sukhoi Superjet и Ту-204СМ. Как тогда было сказано, серийное производство самолёта будет ориентировано в первую очередь на государственные органы и силовые структуры РФ.

Ту-204 Авиастар

Примечательно, что поддержка Ту-204СМ оказывалась не только федеральными властями, но и властями авиационной столицы. В частности, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов неоднократно заявлял о том, что самолёт по-прежнему остаётся в производственных планах Ульяновского авиационного завода, и что данный проект является очень перспективным. Для этого власти региона попробуют совместно с «ОАК» и Министерством промышленности РФ придать ему такой же высокий статус, как и у SSJ-100. Как заявляет директор КБ «Туполев» Станислав Рыжиков, сегодня заинтересованность в этом судне проявляют Министерство обороны РФ и ряд отечественных авиакомпаний, которые в ближайшее время готовы заключить соответствующие контракты. Если это действительно так, то сертификат получен не зря и у самолёта действительно намечается светлое будущее. Правда, сможет ли данный проект КБ «Туполев» выстоять на фоне мировых конкурентов и отечественных разрекламированных проектов SSJ-100, Ан-148, МС-21 – остаётся под вопросом…

Комментарии
АиФ